Фома Аквинский. Lauda sion (Возноси, Сион)

Фома Аквинский. Вечность мира и бессмертие души

Фома Аквинский. О единстве интеллекта против аверроистов (глава 1)

Фома Аквинский. О камне философов и прежде всего о телах сверхнебесных

Фома Аквинский. О правлении государей

Работы Фомы Аквинского (1225-1274) - ученого-богослова и доминиканского монаха явились своего рода энциклопедией официальной позиции католической церкви. Фома Аквинский пытался приспособить взгляды Аристотеля к догматам церкви. В частности, представления ученого о государстве стали первой попыткой развить христианскую доктрину государства на базе аристотелевской "Политики". Трактат «De regimine principum ad Regem Cypri» был создан Фомой Аквинским около 1266 г. Большинство авторов, обращавшихся к этому труду, считают его основным произведением, где излагается учение Аквината о государстве. Он содержит рассуждения о происхождении государства, многообразных формах правления, достоинствах и недостатках той или иной формы, о наилучшей форме правления, о праве подданных на восстание против несправедливой власти, о тираноубийстве и, наконец, о соотношении церковной и светской власти.

Фома Аквинский. О смешении элементов

Предлагаем вниманию читателя небольшой трактат Фомы Аквинского «О смешении качеств". Перед нами - одна из ранних философских версий европейского оформления базовых категорий предсказательной астрологии. Суть того, что у Фомы Аквинского облечено в такие, казалось бы, абстрактные философские категории, как "сущее", "сущность" ("эссенция") или "акциденция" представляется умозрительной абстракцией до тех пор, пока читатель далёк от знакомства с техниками эллинистической, арабской, средневековой или ренессансной астрологии. Именно в древней астрологии, химии, медицине употребляемые Фомой Аквинским в публикуемом отрывке абстрактные философские категории обретают статус рабочих терминов, которые связаны с процедурами измерения.

Фома Аквинский. О сущем и сущности

В ранней работе «Сущее и сущность» Фома выдвигает основные теоретические посылки, которые потом легли в основу его философской конструкции.Трактат переведен по тексту «Editio Leonina»: Sancti Thomae de Aquino opera omnia iussu Leonis XIII. P. M. Edita. Tomus XLIII. Cura et studio fratrum praedicatorum. Rom: editori di San Tommaso. 1976, В. Е. Курановой и Ю. А. Шичалиным.

Фома Аквинский. Сумма теологии. Том I

«Сумма теологии» (Summa Theologica) — одно из самых знаменитых в истории философии произведений, главный труд великого христианского философа и богослова, крупнейшего схоласта и метафизика святого Фомы Аквинского(1225-1274), чья теология — по меткому определению Жильсона — это теология философа, а философия — философия христианского святого.

Вся «Сумма...» состоит из трех частей (вторая — наибольшая — делится еще на две): в первой части речь идет о Боге и Его актах, или, как сказал сам Аквинат, «о Первообразе»; во второй, посвященной «Его подобию», т.е. человеку, поднимаются вопросы этики («формальной» и «материальной»); в третьей — незавершенной — говорится о Спасителе и путях спасения.

Книга представляет собой ряд трактатов, но основой деления являются «вопросы» (всего в «Сумме...» именно Фомы их 512, хотя в так называемом полном издании вопросов на сотню больше; дабы исчерпать все положения, анонсированные Фомой в третьей части, труд завершил друг и секретарь Аквината Реджинальд Пипернский, использовав для этого как ряд набросков к «Сумме...», оставленных Фомой, так и выдержки из других, более ранних его работ). Вопросы, в свою очередь, состоят из «разделов». Структура «разделов», которая может показаться несколько необычной, на самом деле во времена Фомы была весьма распространенной и отражает форму университетских диспутов. Так, после объявления темы сначала излагаются мнения («возражения») оппонентов Фомы (бытующие суждения, которые автор намерен опровергнуть), затем приводится противоречащее этим «возражениям» мнение, которое, однако, не кажется Аквинату достаточно убедительным или исчерпывающим, и только затем (после слова «отвечаю») излагается решение проблемы, принадлежащее самому автору, включая и опровержения «возражений».

В настоящей книге представлены вопросы о сущности и атрибутах Бога (43 первых вопроса из 119, составляющих первый раздел «Суммы...»). Во вторую книгу войдут вопросы, посвященные акту Творения и ангелам, в третью — вопросы, посвященные человеку и Провидению.

Please reload

ahafonova.tetiana@gmail.com © 2016-2020

Только с разрешения правообладателя может осуществляться использование контента, дизайна и других объектов (пункт 2 статьи 1270 ГК РФ) 

(ч.1 ст.440 Гражданского кодекса Украины)

  • Facebook Social Icon